Священное место
Подробный отзыв о поездке:
Айон Орос — государство Святой горы.
Всем известно о существовании особого католического государства Ватикан, но мало кто знает, что свое государственное образование есть и у православных. Это Святая Гора Афон. Статус Афона, входящего в состав Греции на правах автономии, значительно скромнее, чем у Ватикана. Но такими атрибутами суверенитета, как флаг, герб, собственные законодательный орган и правительство, въездные визы и даже номера автомобилей, Афон обладает. На территории гористого полуострова, врезающегося в Эгейское море на 40 с лишним километров, располагается монашеская республика, история которой насчитывает тысячу с лишним лет. Официально это самоуправляемое сообщество двадцати православных монастырей называется «Автономное монашеское государство Святой Горы». Высшие административные органы Святой Горы располагаются в Карее. На Афоне существует две системы администрации – гражданская и монастырская.
Правительство Греции представлено на Святой Горе губернатором, которому подчиняются полиция и почта. За уголовные преступления, предусмотренные гражданским законом, обитателей Афона судит греческий суд.
Высшим законодательным и судебным органом монастырского управления Святой Горы является Чрезвычайное двадцатичленное собрание, состоящее из настоятелей всех двадцати монастырей.
Духовный центр православия Гора Афон («Святая Гора») - Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года.
Афон для православных всего мира – одно из главных святых мест, почитается как земной удел Богородицы. И это единственная женщина, которая присутствует там постоянно. Одним из самых известных обычаев монашеской горы Афон является запрет на въезд женщинам и домашним животным женского пола. Исключение сделано только для кур, несущих яйца, которые используют в иконописи, и кошек, которых используют для ловли грызунов.
Сейчас уже не в диковинку люди, сподобившиеся побывать на Святой Горе Афон. Но в 2004 году, когда я загорелся фантастической идеей попасть на Айон Орос — Святую Гору, информации об этом было очень мало. Ведь чтобы попасть на Афон, нужно было предварительно заказать специальный документ – диамонтирион — въездную визу, дающий право доступа на полуостров на определенное время. Только после его предъявления вам продадут билет на паром, а при входе на паром дополнительно проверят его наличие.
Прилетев с женой в Грецию по обычной туристической путевке на курорт Кассандра полуострова Халкидики я в отеле сразу обратился за помощью на рецепшен и они любезно согласились мне помочь. Они связались по телефону с Бюро паломников в Салониках и когда оттуда прислали предварительное согласие на выдачу мне визы, по электронной почте послали копию паспорта. Дополнительно просили указать имя отца, моё вероисповедание, адрес проживания и номер телефона. Дольше оставалось только ждать и надеятся на чудо. И вот за 3 дня до окончания путевки по электронной почте получил подтверждение, что виза открыта. Попасть на полуостров можно исключительно морем, на земле граница закрыта, да и дороги там практически нет. Ближайший свободно доступный греческий курортный поселок – Уранополис. Из Уранополиса в главный порт Афона – Дафни – ежедневно курсируют паромы. Отплытие парома в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45. Сразу заказал такси на очень раннее утро, потому-что на обычный путь через Салоники времени уже не было. Таксистом была женщина, которая услышав мою историю сказала, что то, что мне дали визу это действительно чудо и наверное сыграло роль мое греческое имя Геннадий. (Кстати на Родосе недалеко от городка Линдос есть населенный пункт с именем моего Святого.)
По прибытии в Урануполис перед посадкой на паром зашел в офис Mount Athos Pilgrim's Bureau, предъявил свой паспорт и получил свой Диамонитирион. Стоимость визы у меня была 25 евро.
Паром Уранополис-Дафни идёт 2 часа, делая остановки на всех причалах. Таких остановок 6-8. Это все монастыри, стоящие на побережье от Уранополиса до Дафни и причалы некоторых монастырей, которые стоят в глубине полуострова, но имеющие свои причалы на этой стороне (например, Хиландар, Зограф).
Вышли с парома на пристани русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Встречает нас архондаричный, монах ответственным за паломников. Размещение приехавших паломников осуществляется в архондарике (монастырской гостинице). Паломник должен предъявить паспорт и диамотирион. Началось размещение с посещения столовой гостиницы, где на столе стоял поднос с рюмками и стаканами. В рюмках была водка, в стаканах - вода. Тут же в тарелке лежал рахат-лукум и хлеб. Позже я выяснил, что таким образом принято встречать гостей во всех монастырях Афона. Мы выпили водки, закусили лукумом и запили его водой, после чего нас принял на руки о. М. и повел по кельям расселяться.
В Свято-Пантелеймоновом монастыре есть как отдельные, так и общие кельи. Меня поселили в двухместную келью с поломником из Санкт-Петербурга. Келья представляет собой совсем небольшую комнату, обстановка аскетичная: шкаф, кровать, тумбочка, стол и стул, слабая лампочка. На стене две иконы, окно (в нашем случае выходило на море). На столе лежит Библия. Бельё чистое, лежит плед и полотенце. Туалет и душ общие, находятся на том же этаже.
Основные правила пребывания в монастыре следующие:
-Паломникам, проживающим в архондарике, нельзя оставаться в монастыре после окончания повечерия – они должны покинуть монастырь до закрытия ворот;
-Всем паломникам запрещается ходить в шортах и нижнем белье на всей территории монастыря (в том числе и в архондарике);
-Миряне во время Богослужения и трапезы должны быть одеты в рубашки (или другую одежду) с длинными рукавами и не должны носить открытую обувь без носок.
Потом был короткий экскурс по монастырю. Главный соборный храм монастыря святого великомученика и целителя Пантелеймона был построен в начале 19 века и знаменит замечательными росписями, выполненными в лучших традициях русской иконописной школы. В храме хранятся и несколько бесценных святынь, среди которых глава Святого Пантелеимона, мощи многих Святых. Вторым соборным храмом монастыря является храм Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь находятся чудотворная икона Божией Матери Иерусалимской, а также икона Иоанна Предтечии, древнейшая икона святого великомученика Пантелеймона и другие церковные реликвии. Третий храм назван в честь святителя Митрофана, воронежского чудотворца.
Сокровище монастыря — библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года. В ней хранятся 1064 рукописей и 25 000 книг.
Колокол храма св. Пантелеймона считается самым большим на Балканах. Находится он на первом этаже колокольни над Трапезной. Весит колокол 13 тонн, в диаметре 2,70 м и 8,71 м в окружности.
По состоянию на 2006 год братия монастыря составляла около 50 монахов и послушников.
О. М. спросил, захочу — ли я встретиться с иконописцем монастыря, который, узнав что я из Санкт-Петербурга, просил о встрече. Конечно я согласился и вскоре уже был в иконописной мастерской. К своему стыду я забыл имя этого человека с редкой судьбой - а других в монастыре наверное и нет. Он оказался Ленинградцем, художником, выигравшим конкурс на реставрацию икон Свято-Пантелеимонова монастыря и по контракту здесь работавшим. По окончании контракта вернулся в Питер, но через какое-то время понял, что уже не может жить и работать без атмосферы монастыря, и вот уже несколько лет живет здесь и пишет и реставрирует иконы. Мы очень по доброму поговорили и я почуствовал, что он доволен нашей встречей.
Там-же я познакомился и общался с художником Алексеем Донцовым, который в монастырях Святого Афона изучал предметы церковной утвари, утраченные в годы атеизма в России (их переплавляли на драгметаллы и покупали за границей паровозы). Уже дома я узнал, что он выдающийся петербургский художник-ювелир, эмальер . Его работы находятся в православных храмах Финляндии и в монастырях Святого Афона в Греции, а также и в православных церквах России. Он создает великолепные предметы церковной утвари (иконы, лампады), светские работы (ковши, яйца пасхальные, солонки,чарки и пр.). От этого знакомства у меня сохранилось прекрасное впечатление от общения и открытка с его работами и дарственной надписью.
Днем по Афонскому времени, а по обычному - часов в шесть вечера, была трапеза.
Огромная на 800 мест трапезная, расписанные на библейские темы стены и своды. Посадили меня неожиданно близко к головному игуменскому месту стола среди монахов. После молитвы и благословения “предстоящих яств” игумен садится, в подобающем окружении, и садимся мы. На кафедру взошел чтец и начал чтение, а мы стали “трапезовать”. Ужин состоял из блюда типа щей в железной кастрюле (посуда вообще вся только железная), но на привычные нам щи не сильно похожие, состоящие из капусты с томатом и фасолью, на второе было пюре и кабачки с соусом и чай. Все прилично и вкусно.Трапеза для всех одна, тут и монахи и паломники. Отдельно в общей мисочке была черешня, в пластиковом корытце - белый и черный хлеб. Стояли кувшины с чистой водой. Ходящие между столов братья разливали чай. Я поглядывал на монахов, они ели молча (по Уставу), не глядя по сторонам, с выражением довольно безучастным. Через 15 минут раздался звон колокольчика и все тут же положили ложки и встали. Настоятель монастыря, отец Иеремия, читает молитву. Я не успел выпить чай — а он был горяченный - но это были мои проблемы. Но хватило и так, и за все время нахождения в монастыре я ни разу не проголодался, впрочем, бывалые паломники мне говорили, что на Афоне вообще еда уходит на второй план - место такое, что и так сыт. Теперь соглашусь, на себе проверил.
Как оказалось в обычные дни ковчег с главой вмч. Пантелеимона не доступен для поклонения. Но божий промысел привел на Афон высоких церковных гостей и спасибо о. М., который поймал нас после трапезы и шепнул, что если поторопимся, то можем «на плечах» священнослужителей попасть к святыням. Так в главном соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря мы приложились к честной главе этого великого святого, составляющей бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской.
День монастыря заведен строго и движется по часовой стрелке. Но так как все необычно на Афоне, то и часы удивительные: когда садится солнце, башенную стрелку ставят на полночь. Вся система меняется по времени года, надо передвигаться, приспособляясь к закату. В мае разница с “европейским” временем выходит около пяти часов.
Так, утреня в Пантелеймоновом монастыре начиналась при мне в шесть утра – в час ночи по-нашему. Она продолжается до 4-4 1/2 часов. За ней идет литургия – до 6 ч., следовательно, почти вся ночь уходит на богослужение – характерная черта Афона. До семи полагается отдых. С семи до девяти “послушания”. Все послушания раздаются исходя из нужд братии, но как я понял со второго дня пребывания поломника, так что я в это время был свободен.
В девять утра трапеза. Затем до часу вновь послушание. В час чай и отдых до трех. Послушание до шести вечера. В шесть вечера вторая трапеза, если это не постный день. Если же понедельник, среда или пятница, то вместо трапезы полагается чай с хлебом. Вслед за второй трапезой звонят к повечерию, оно продолжается от семи до восьми. Время до часу, когда начнется утреня, и есть основной сон монаха .
За 30 минут до начала Богослужения в монастыре звонят в колокола, а в архондарике – в колокольчик (перед повечерием звонят за 15 минут). Будят до начала службы, чтобы у братии и поломников было время прочесть молитвы и умыться.
Прохожу на указанное мне место в храме и опершись локтями на подлокотники слушаю службу. На Афоне службы длятся по 5 - 8 часов, стоять на ногах всю службу могут не все, а потому в стасидиях (это расположенные вдоль стен, стоячие кресла-скамейки) можно опереться на подлокотники или присесть.
Я и раньше слышал церковные песнопения, но такое «ангельское» пение, проникающее в самую души и размягчающее ее, слышал впервые. И глаз от поющих было не отвести, даже неудобно.
Часам к трем утра подбирается усталость. По правилам Пантелеймонова монастыря, экклесиарху полагается во время ночных служб обходить монахов и задремавших трогать за плечо. Но я этого не видел. Не видал и заснувших. Дремлющие же бывают. А нам, мирским, с непривычки борьба со сном особенно нелегка, однако наступает переломный момент и опять полегче.
И вот служба заканчивается и наступает момент к иконам прикладываться.
Это сложное, медленное и торжественное действие. Оно завлекает своею благоговейностью и спокойным величием.
Конечно-же я заказал полугодовое поминовение за близких и родных и подал записки о упокоении усопших родственников. Приобрел икону святого великомученика Пантелеймона и бутылочку с маслом от лампады его чудотворной иконы.
Перед отьездом утром меня напоили чаем с хлебом, да и с собой дали чудесных на вкус монастырских сухарей. На весь день возвращения мне хватило одного сухаря.
Покидал монастырь я на том-же пароме. Отправление парома из Дафни в Уранополис в 12:10, он заходит в Свято-Пантелеимонов монастырь в 12.20, прибытие в Уранополис: 14:15 ( отправление рейсового автобуса в Салоники ).
Было приятно столкнуться в Пантелеимоновом монастыре с удивительными людьми и с традиционным славянским гостеприимством, открытостью и радушием, а еще с родной русской речью, как в общении, так и на богослужении.
Закончить хочу словами русского писателя Бориса Зайцева (29 января (10 февраля) 1881, Орёл — † 28 января 1972, Париж ) из его описания посещения Афона:
«...Это непривычно для мирянина. Но в монастыре вообще все непривычно, все особенное. Монастырь – не мир. Можно разно относиться к монастырям, но нельзя отрицать их “внушительности”. Нравится ли оно вам, или нет, но здесь люди делают то, что считают первостепенным. Монах как бы живет в Боге, “ходит в нем”. Естественно его желание приобщить к Богу каждый шаг своей жизни, каждое как будто будничное ее проявление. Поняв это, став на иную, высшую, чем наша, ступень отношения к миру, мы не удивимся необычному для светского человека количеству крестных знамений, благословений, молитв, каждений монашеского обихода. Здесь самую жизнь обращают в священную поэму.»
Святая гора Афон, русский Свято-Пантелеимонов монастырь , 15-16 июня 2004 года.